Если существует какая-либо истина, касающаяся природы, она заключается в том, что все животные, растения и прочие организмы, как нельзя лучше приспособлены к своей среде обитания. Кальмар и камбала умеют менять цвет, чтобы слиться с окружающей средой и стать незаметными как для своих жертв, так и для хищников. Летучие мыши и зубатые киты используют эхолокацию, которая позволяет им охотиться на насекомых по ночам и ориентироваться в пространстве. Колибри зависает в полете и мгновенно меняет положение тела. Вдобавок наделена длинным языком, благодаря которому может пить нектар из глубоких венчиков цветов. Да и сами цветы созданы так, чтобы колибри способствовали их размножению.
Выражаясь словами Джерри Койна, природа похожа на хорошо смазанный и слаженно действующий механизм, в котором каждый вид играет роль шестеренки в сложной зубчатой передаче. В наше время у серьезных биологов нет разногласий относительно основных положений эволюционной теории. Все дебаты идут только вокруг нюансов того, как происходила эволюция, и о том, какую относительную роль сыграл тот или иной эволюционный механизм.
Биологическая эволюция определяется как любое генетическое изменение вида или популяции, которое происходило в течение нескольких поколений. Эти изменения могут быть небольшими или большими, сильно заметными или незначительными.
В результате научных поисков обнаруживается все больше и больше ископаемых переходных форм, отражающих важнейшие эволюционные события, которые произошли миллионы лет назад: появление оперения у динозавров, конечностей у рыб и многие другие. Кроме того, сегодня ученые имеют возможность изучать процессы видообразования у животных и растений, происходящие буквально на наших глазах. И потому впечатляющие доказательства эволюции множатся.
Естественный отбор — это сильное, красивое и экономичное объяснение жизни на Земле во всем ее разнообразии, и, возможно, в нем содержится зародыш нового, конкурентоспособного мифа о сотворении мира Джерри Койн
В книге «Эволюция: неопровержимые доказательства» эволюционный генетик Джерри Койн демонстрирует «неизгладимую печать» процессов, которые первым объяснил Дарвин с ясностью и научной убедительностью, достойной своего предшественника. Особенно полезна эта книга для людей, которые не вполне понимают теорию эволюции и сомневаются в ней или же принимают ее, но не знают, как лучше аргументировать свою точку зрения. Во всяком случае, Жак Моно сделал справедливое замечание, согласно которому у теории эволюции есть любопытная особенность — каждый считает, будто понимает ее.
Ecocosm
об экологии, ответственных путешествиях
и влиянии человека на природу