Как война в Украине угрожает зеленым технологиям

Редкоземельные элементы, необходимые для ветряных турбин-генераторов и двигателей электромобилей, добываются в России. Фото Gustavo Quepón

Война в Украине — в сочетании с сохраняющимися ограничениями в цепочках поставок из-за ковида и растущей глобальной инфляцией — обратила вспять десятилетие снижения цен в «зеленом» секторе. Это задерживает глобальное внедрение низкоуглеродных технологий по всему миру.

Российские цветные металлы жизненно важны для производства электромобилей, умных сетей, солнечных батарей и ветряных турбин, необходимых для борьбы с изменением климата. Они используются буквально во всем: от смартфонов до самолетов.

По данным Barron's, цены на металлы для аккумуляторов электромобилей подскочили на 50% с начала войны. Одна лишь Европа импортирует из России металлы, каучук и минералы на сумму более 7 млрд долларов в год, включая никель, палладий, литий, платину, кобальт, неоновый газ, алюминий и медь.

Например, «Норильский никель» — крупнейший в мире производитель высококачественного никеля — поставляет в Германию 39% этого металла. Он используется в автомобильных аккумуляторах Volkswagen — второго после Tesla производителя электроавтомобилей в мире.

Евросоюз ищет альтернативного поставщика, но стоит перед неудобной моральной дилеммой. Многие из рынков, которые могут удовлетворить растущий спрос на сырье, контролируются другими авторитарными режимами, включая Китай, Демократическую Республику Конго и Зимбабве, и также имеют серьезные проблемы с правами человека.

Спрос на металлы, используемые в возобновляемых источниках энергии, увеличится в ближайшем будущем — в случае никеля и кобальта — в два и три раза соответственно Ecocosm

Россия является крупным экспортером многих металлов и газов, используемых в производстве аккумуляторов (лития, кобальта и никеля), а также палладия, который необходим для производства каталитических нейтрализаторов — устройств, необходимых для снижения выбросов выхлопных газов. 

Платина, палладий и иридий — компоненты топливных элементов и электролизеров, технологий водородной экономики. Редкоземельные элементы можно найти в постоянных магнитах, необходимых для ветряных турбин-генераторов и тяговых двигателей электромобилей. Для турбин и солнечных панелей требуются алюминий, медь и кремний, а производство полупроводников или компьютерных чипов, критически важных для аккумуляторов электромобилей, связано с использованием украинского неонового газа. 

До войны Украина поставляла половину мирового и более 90% неона полупроводникового качества в США. Два украинских завода — один в Мариуполе и другой в Одессе — которые экспортировали большую часть неонового газа, закрылись в результате войны. Кроме того, пятая часть урана для ядерных реакторов Европы поступает из России.

Война уже способствовала резкому росту цен на экотехнологии Ecocosm

Война уже способствовала резкому росту цен на экологически чистые технологии, такие как литий-ионные батареи для электромобилей и системы хранения электроэнергии в коммунальных масштабах. Цена на литий в прошлом году выросла в 2,5 раза. Стоимость кобальта также достигла рекорда. Растущие цены на никель и неон заставляют сектор электромобилей прогнозировать увеличение стоимости на 3000 долларов за машину.

Чтобы свести к нулю выбросы к 2050 году, Евросоюзу потребуется примерно на 35% больше меди и алюминия и примерно на 45% больше кремния — ключевого компонента солнечных панелей, который также добывается в России.

Подробнее на Yale Environment 360.

Поддержи
Ecocosm
Некоммерческий просветительский проект
об экологии, ответственных путешествиях
и влиянии человека на природу