Как отец научил меня ценить природу и сбегать из больших городов

Село Никольское на острове Беринга расположено среди дикой природы. Фото автора

Отец научил меня нескольким важным вещам. Одна из них — периодически сбегать из больших городов.

Он говорил, что бешеную жизнь в мегаполисе раз в году нужно разбавлять тремя месяцами рядом с природой, иначе потеряешь с ней связь и станешь несчастным. Вот почему каждое лето моя семья уезжала в отдаленную деревеньку во Владимирской области.

В простеньком, но уютном деревянном домике, который купил отец, не было телевизора. Его заменяли книжки из старого шкафа. Предыдущие хозяева оставили нам Стивенсона, Твена, Даррелла и кучу детективов.

Вечером отец читал мне вслух, а днем учил строгать, пилить, красить, делать лук и стрелы, кататься на велосипеде и стрелять из воздушки по консервной банке.

Я, пятилетний малец, любил смотреть, как отец с моим старшим братом строили баню, летний душ, перекрывали крышу или поднимали покосивший угол дома. Я считал это самыми важными делами на свете и радовался, когда мне доверяли конопатить стены или прибить палку к нижней части забора.

Но больше всего я любил дальние прогулки с отцом через дикое поле до густого смешанного леса. Утром в погожий денек мы брали нашего друга ирландского терьера Терри и отправлялись в путь.

Отец рассказывал о птицах, которые встречались по дороге, об облаках, что нес ветер, о зверях, что водились в лесу. Он говорил, что вдали от природы человек теряет главную часть себя. А я записывал, как диктофон, хотя еще не понимал, как слова отца отразятся на моей жизни.

Через несколько лет мы попрощались с Владимирской областью, потому что купили участок в Подмосковье, поближе к столице. Отец, врач скорой помощи, умудрился в тяжелых 90-х построить дом в чудном месте, почти среди леса, рядом с чистой речкой, которая впадала в грязную Москву.

Бешеную жизнь в мегаполисе раз в году нужно разбавлять тремя месяцами рядом с природой, иначе потеряешь с ней связь и станешь несчастным Ecocosm

Там я проводил все летние месяцы до 16 лет, читая книги и гуляя по полям и лесам. А потом услышал зов другой природы, своей, и надолго забыл об этом тихом месте.

Мать всегда поддерживает отца, говоря, что лучше уголка, чем наш дачный дом в подмосковной деревне, не найти. Я спорю с ними, показывая снимки из своих поездок, но бесполезно.

У меня есть козырь, которым я заканчиваю маленькую семейную ссору — благодарю их. Отца — за то, что познакомил с природой, мать — за то, что знала, как это важно.

Сейчас я смотрю на фотографию безымянных отца и сына, гуляющих вдоль Гаванской реки на острове Беринга, и вспоминаю наши небольшие путешествия. Они завели меня на край Тихого океана, и я хочу увидеть, что там, на другой стороне.

Поддержи
Ecocosm
Некоммерческий просветительский проект
об экологии, ответственных путешествиях
и влиянии человека на природу