Взгляд бога: чем крыт север?

В тексте использованы фотографии Михаила Лебедева и Ивана Дружинина

Мы не знаем, кто первым стал вешать на замок обрезанную пластиковую бутылку или украшать двор старыми автомобильными шинами: однажды родившаяся в чьей-то голове идея разлетелась по свету. Еще один материал, подобным образом снискавший народную славу, — наружная реклама.

Для горожанина баннер с рекламного щита — элемент визуальной среды, для жителя деревни — прочная скатерть или дешевый способ починить крышу. Фотодокументалист Михаил Лебедев и «человек и пароход» Иван Дружинин показывают вторую жизнь использованных рекламных полотен в селах Архангельской области. Дальше их история.

Баннеры дешевые и прочные. Фото: Михаил Лебедев и Иван Дружинин

Под солнцем изображение выцветает. Фото: Михаил Лебедев и Иван Дружинин

«Я думал, что чинил крышу, а стал художником»

Начало 2022 года мои друзья встречали вместе с семьями в глухой деревне на берегу Белого моря. Их внимание привлекла скатерть на праздничном столе, точнее, то, что использовалось вместо нее. С рекламного баннера, которым был покрыт стол, на них внимательно смотрел кандидат в депутаты Законодательного собрания Архангельской области. Чтобы он не смущал компанию, ему на лицо время от времени ставили салат или шашлык.

Оказалось, что деревенские жители используют бывшие в употреблении баннеры в хозяйственных нуждах. Рекламные полотна полюбили за долговечность, влагостойкость и доступность. Стандартный баннер размером три на шесть метров — это четыре практически вечные скатерти или одна новая крыша.

Любой может покрыть рекламным полотном дом за считаные часы без знаний профессионального кровельщика Михаил Лебедев

Это не просто снимки, а отражение бытовой культуры местных жителей. Фото: Михаил Лебедев и Иван Дружинин

Не выкинул, а использовал

Баннер стоит от 800 до 2000 рублей в зависимости от толщины. Нужно только доехать до ближайшего склада компании, занимающейся наружной рекламой. Заказчикам проще не оплачивать демонтаж своей промокампании и отказаться от прав собственности на материалы — тогда использованные баннеры остаются в руках рекламщиков и попадают на склад, откуда их и выкупают практичные россияне. При выборе толщина и свежесть полотна ценятся куда больше, чем изображение.

Смекалистые северяне фактически занимаются реюзом: вторично используют сложно перерабатываемые вещи. Баннерная ткань состоит из винила, усиленного сеткой из полиэстера или полиэфира — токсичных материалов, переработка которых загрязняет окружающую среду. А получивший новую жизнь баннер не нужно сжигать или выкидывать на свалку, где он будет разлагаться ближайшие сотни лет. И это делают обычные люди, а не современные художники или корпорации, эксплуатирующие популярный тренд.

Image
Северяне фактически занимаются реюзом: вторично используют вещи, которые сложно переработать. Фото: Михаил Лебедев и Иван Дружинин

Представьте, что вы парите над землей

Баннеры ценят за долговечность и влагостойкость: с годами лишь изображение на них медленно выцветает под воздействием солнца и осадков, так что потребительские и политические смыслы исчезают. Полотно постепенно становится белым, в символическом смысле — чистым, невинным. Лежа на крыше сарая или бани, оно уже не доминирует над окружающим пространством и не привлекает внимание — баннер окончательно обретает сущность крыши.

Фотография часто пользуется соседством контрастных элементов для выстраивания связей внутри снимка. И показать взаимодействие деревенского пейзажа и изображения на баннере мне позволила съемка с дрона — такой прием в кино и фотографии называется «взглядом бога». Видно, как городские баннеры теряют свою магию: этот рекламный инструмент создан для массового созерцания, а не для вымирающего села.

Выцветая, полотно символически становится чистым. Фото: Михаил Лебедев и Иван Дружинин

McDonald’s в России — прошлое, как и сама деревня. Фото: Михаил Лебедев и Иван Дружинин

Реклама элитного жилищного комплекса или McDonald’s в глухой деревне за 300 километров до ближайшего ресторана этой сети выглядит иронично. Пробовала ли хоть раз в жизни местная бабушка «Биг Мак»? И в то же время баннер отсылает ко времени, когда McDonald’s работал в России, — прошлому, в котором находится и сама деревня.

Поддержи
Ecocosm
Некоммерческий просветительский проект
об экологии, ответственных путешествиях
и влиянии человека на природу